Скульптор-монументалист Евгений Вучетич - художник и военкор газеты 2-ой Ударной армии «Отвага»
В газете 2-ой Ударной армии «Отвага» работал будущий скульптор-монументалист Евгений Вучетич, автор знаменитых мемориалов – Воина-освободителя в берлинском Трептов-парке (тот самый, «с девочкой спасенной на руках»), ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде и скульптуры «Перекуем мечи на орала» перед зданием ООН в Нью-Йорке.
В конце января 2024 года отряд «Гвардия» «Поисковой экспедиции «Долина» сообщил, что в 5-ти километрах от деревни Мясной Бор удалось найти место расположения редакции и типографию газеты «Отвага» - печатного органа 2-ой Ударной армии в годы Великой Отечественной войны.
В данное время при поддержке Фонда президентских грантов по проекту «Долина нашей памяти» идет работа над созданием стенда об истории газеты «Отвага» – печатного органа 2-ой Ударной армии в годы Великой Отечественной войны.
Евгений Вучетич родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Звонкая сербская фамилия досталась ему от отца, уроженца Черногории. Художественное дарование проявилось у Вучетича с раннего детства.
В первые дни войны выпускник Ленинградской академии художеств Евгений Вучетич ушел добровольцем на фронт, в боях под Москвой командовал взводом истребителей танков. Здесь его отыскали сотрудники газеты «Отвага», уговорив стать военкором и редакционным художником.
Виктор Александрович Кузнецов, ответственный секретарь редакции газеты «Отвага» 2-й Ударной армии, вспоминал:
«Конец декабря 1941 года. Воинский эшелон безостановочно мчит нас на Северо-Запад. Мы уже осведомлены, что наша только что созданная 2-я Ударная армия должна принять участие в битве за Ленинград, но еще не знаем, что едем под Новгород, на Волховский, тоже только что образованный, фронт. Поздняя ночь. Утомленные дневными хлопотами и усыпляющим перестуком колес, мои друзья притихли на своих местах… У походной «буржуйки» в середине вагона сидит, пошевеливая догорающие угли, пока еще безвестный, но уже Вучетич. Евгений Викторович – наш редакционный художник. Он тоже ополченец. В редакцию его порекомендовал взять начальник политотдела дивизии – профессор факультета языка и литературы Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина Федор Михайлович Головенченко. Мы разыскали Вучетича в окопах.
– Рядовой Вучетич! – отрапортовал он, одним махом выпрыгнув из окопа и ловко, словно всю жизнь провел в армии, вытянувшись перед батальонным комиссаром. Ладно подогнанная форма, аккуратно завернутые обмотки, сложенная по всем правилам скатка с притороченным котелком – многие ли, кому довелось знать этого замечательного человека, видели его в такой форме?
Пытливо оглядев ловкую и подтянутую фигуру художника, Николай Дмитриевич говорит:
– Ну что же, рядовой Вучетич, как бы вы отнеслись к предложению пойти художником в нашу редакцию?»
Так рядовой Вучетич стал сотрудником газеты «Отвага».
В походной типографии газеты не было и не полагалось никакой цинкографии, и Евгению Викторовичу пришлось на первых порах решать проблему иллюстрирования газеты, так сказать, подручными средствами. В одной из разрушенных школ он раздобыл кусок линолеума, и с помощью самодельного резца стал осваивать новую для него профессию гравера. Его первые опыты в гравировании доставляли немало веселых минут редакционным острословам, да и самому «граверу». Но каждый номер газеты выходил с обязательной иллюстрацией, под которой стояла подпись: «Гравюра на линолеуме Е. Вучетича».
Ветераны-волховчане вспоминали, как однажды поэт Муса Джалиль и Вучетич «организовали» день рождения Гитлера. Они приехали в политотдел 59-й стрелковой бригады, расположенный в лесу между Дубовиком и Малым Еглино, и предложили собрать художников-любителей из бойцов бригады. Под руководством Вучетича эта творческая художественная группа нарисовала несколько карикатурных портретов Гитлера на широких полотнах, найденных в деревне. На них голый фюрер грозил кулаком Советскому Союзу, а под рисунком красовались стихи М. Джалиля, выведенные крупными буквами:
Злобный Гитлер
Жадный до крови зверь,
Тянет грязные лапы теперь и к нам,
Хочет он нашу землю испепелить,
А свободный народ превратить в рабов.
Все эти полотнища ночью были вывешены на деревьях лицом к немецким позициям. Когда на рассвете гитлеровцы обнаружили изображения своего фюрера в непристойном виде, то начали стрелять по ним. Через час портретов фюрера не стало – они все были изрешечены пулями.
В 1942 г. капитан Вучетич был тяжело ранен и контужен. Долгие месяцы пролежал в госпитале. Но едва восстановилась речь и способность ходить, Вучетич, уже в качестве художника Студии военных художников имени М.Б. Грекова, воюет на других фронтах.
Генерал Власов своим предательством бросил тень на героических бойцов 2-й Ударной армии , чем породил на долгие годы утвердившийся миф о том, что там, в Мясном Бору, лежат предатели. И хотя среди «ударников» и были единичные случаи перехода на сторону врага, основная часть командиров и красноармейцев сражалась до конца. Вучетич, конечно, не мог этого не знать, поскольку сражался с бойцами 2-й Ударной плечом к плечу, однако связь с возможными «предателями» могла навредить его репутации.
Скульптор в своих высказываниях о войне не упоминал о той армии, в которой сражался. По воспоминаниям Николая Ивановича Орлова, Коменданта «Долины смерти» в Мясном Бору, на все вопросы о Мясном Боре Вучетич отреагировал так: «Что вы мне Второй Ударной тычете, я не предатель!»
Но когда сильные пальцы скульптора мяли глину для создания моделей скульптур воинских мемориалов, мы думаем, вспоминал он людей, встреченных им на волховских рубежах – в Спасской Полисти, Мясном Бору, Финевом Лугу, в Огорелье; славных воинов, лица безвестных солдат, выходивших из окружения по «коридору смерти» у Мясного Бора, слезы старого наборщика газеты «Отвага», которому было приказано перед выходом из окружения уничтожить все редакционное оборудование …
При поддержке Фонда президентских грантов по проекту «Долина нашей памяти» идет работа над созданием стенда об истории газеты «Отвага» – печатного органа 2-ой Ударной армии в годы Великой Отечественной войны.